Развивающая: развивать у детей слуховое восприятие, умение различать речевые и неречевые звуки; учить расслаблять мышцы шеи и плеч; работать над развитием психических процессов: мышления, памяти, внимания, зрительного гнозиса.
Развитие способности понимать и отображать повадки и эмоции животных, закрепление мимических навыков.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родной природе, дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;
Оборудование: макеты деревьев, кустов, ёлочек, домик, игрушка «Лесовичок», компьютер, магнитная доска, мнемотаблица, контурные изображения диких животных, разрезные картинки диких животных;
Дети входят в группу, оборудованную под лесную полянку.
- Ребята, мы попали на сказочную лесную полянку, посмотрите, как здесь красиво: деревья, кусты, ёлочки, а вот чей-то домик. Посмотрите, за домиком кто-то прячется. Да это же Лесовичок, он давно живёт в лесу. Вы знаете, он очень пугливый, всего боится и редко выходит из своего домика. Но если захочет выйти, то делает это осторожно, смотрит в одну сторону, в другую, вверх, вниз (дети повторяют медленные движения головой за логопедом).
Затем Лесовичок прислушивается к тому, что происходит в лесу. Давайте мы сейчас послушаем и узнаем, какие звуки окружают Лесовичка, что его так пугает (садятся за компьютер, презентация звуков леса: журчит ручеёк, жужжит пчела, идёт дождь, стучит дятел, поёт кукушка).
Однажды Лесовичок решил выйти на улицу, как вдруг на дереве мелькнула какая-то тень, и появился перед ним маленький зверёк. Отгадайте загадку и скажите, кого увидел Лесовичок?
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (белочка)
Лесовичок с белочкой подружился, они стали вместе гулять в лесу. Белочка угощала Лесовичка орехами, а он для неё собирал грибы. Как-то раз белочка повела Лесовичка на лесную полянку. Она захотела познакомить его со своими друзьями. Догадайтесь, кого увидел Лесовичок на полянке?
(загадки и картинки животных в презентации)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Долго спит и видит сны. (медведь)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (лиса)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
А теперь расскажем Лесовичку, что мы знаем о диких животных с помощью этих картинок (мнемотаблица). Сначала нужно рассказать, как выглядит животное, есть ли у него домик, как он называется, как зовут его детёнышей, чем животное питается, на кого охотится. Послушайте, как я расскажу о белочке.
«Белка рыжая, маленькая, пушистая, у неё большой хвостик, на голове ушки-кисточки. Она ловко прыгает с ветки на ветку. Живёт белка в дупле, её детёнышей зовут бельчата. Белочка любит орехи, шишки, грибы и жёлуди, на зиму делает запасы»
(дети рассказывают о других диких животных, пользуясь мнемотаблицей).
Ребята, я приготовила для вас картинку лесной полянки, на которой любят собираться дикие животные (дети подходят к мольберту с магнитной доской). Но посмотрите, что случилось? Видно ветер-проказник налетел и разбросал картинки. Давайте разложим всё по местам. Это чьё туловище? (заячье), голова чья? (заячья), хвост чей? (заячий), кто это? (заяц).
Таким же образом раскладываются изображения волка, лисы, медведя.
В группу входит педагог-психолог.
- Здравствуйте, ребята, у вас так много гостей, очень красивая лесная полянка. Чем вы занимаетесь?
Дети рассказывают, что познакомились с Лесовичком и его друзьями – дикими животными, отвечают на вопросы логопеда:
Кто это? (волк, лиса, заяц, медведь)
Кого встретил Лесовичок на лесной полянке? (волка, лису, зайца, медведя)
С кем подружился Лесовичок? (с волком, с лисой, с зайцем, с медведем)
О ком мы говорили сегодня? (о волке, о лисе, о зайце, о медведе)
- Милые детки, а что вы делаете в волшебном лесу?
Вы, случайно, не заблудились? (дети рассказывают о том, что узнали).
- С кем вы здесь познакомились? (с Лесовичком)
- А кого вы встретили на лесной полянке? (зайчика….и т.д.)
- Что нового вы о них узнали? (где живут, чем питаются)
- А давайте поиграем: я буду рассказывать вам о животных, а вы будете их показывать: как двигаются, какие эмоции выражают.
Мы пришли в волшебный лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Вот березонька стоит,
И на елочку глядит.
Вот зайчишка проскакал, (покажите, как скачет зайчик, как боится он лису)
От лисы он убежал.
Серый волк по лесу рыщет… (как он двигается, какой он злой и сердитый)
Он себе добычу ищет.
Давайте спрячемся сейчас, (присесть на корточки и закрыть глаза руками)
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, (руки под щечку, вдох-выдох до 3-х раз)
Тихо носиком сопит. (дети изображают движения названных лесных обитателей).
Ребята, а ведь в лесу живут не только животные, но и кто-то еще.
Отгадаете загадку – узнаете кто…
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла – старушкин самолет.
- Молодцы, ребята, отгадали! Это действительно Баба Яга!
- Ой! Посмотрите как дрожит от страха наш Лесовичок!
Вы поняли, почему он не выходил из своей избушки? Бабу Ягу боялся!
- А вы боитесь Бабу Ягу?
- Слышишь, Лесовичок, Б.Я. совсем не страшная, только вредная немного, потому что у нее нет друзей.
Вот и нам она приготовила испытания. Садитесь на ковер и внимательно слушайте задания Б.Я. Мы должны помочи маленькому утенку, заблудившемуся в лесу.
Нам придется расколдовать маленького утенка, заблудившегося в лесу.
Далее дети поочередно выполняют задания, предложенные Бабой Ягой:
Молодцы, ребята! Вы помогли маленькому утенку, расколдовали его.
И Лесовичок вам благодарен, вы сделали его храбрым. Он теперь не боится Бабу Ягу.
- А что вам понравилось в сказочном лесу?
А теперь давайте вспомним веселый танец про Бабку Ежку. (дети танцуют)
- Вы прошли все испытания и, конечно же, заслужили призы. Лесовичок передал вам угощение.