Печать 

 

3 этапа работы по коррекции пространственной ориентировке у детей:

1 этап. Цель – формирование четких представлений о своем теле и его симметричности. В дальнейшем – определение направлений пространства и местоположение объектов с точкой отсчета от себя.

2 этап. Цель – формирование навыков полисенсорного восприятия объектов, наполняющих пространство, умение анализировать получаемую об окружающем пространстве информацию от сохранных и нарушенного анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

3 этап. Цель – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.

На решение этих задач направлены дидактические игры и упражнения, подвижные игры, специально созданные ситуации.

   Знакомство со схемой тела начинается на первом году обучения (в ясельной группе). Детей учат различать и правильно называть части своего тела и части тел других детей, кукол. Дают представления о пространственном расположении частей тела.

   Для этого широко используются бытовые ситуации (умывание, одевание, кормление), дидактические игры и упражнения («Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.)», «Оденем куклу на прогулку» и т.д).

   В этой же возрастной группе детей знакомят с макропространством группы, спальни, раздевалки, туалетной комнаты и учат ориентироваться в них как зрительно, так и с привлечением слуха, осязания и обоняния. Педагог  обращает внимание детей в различных жизненных ситуациях на окружающие звуки, запахи, изменение покрытия пола, стен в разных помещениях, на разную поверхность предметов, игрушек. Используются дидактические игры «Погуляем с куклой по группе», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т.д.)», «Покажи кукле игровой уголок», а также подвижные игры: «Найди свое место», «Угадай, где кричат», «Угадай, чей голос?», «Найди, где спрятано».

В младшей группе детей учат:

  Педагог постоянно использует в своей речи пространственные термины (обозначение расположения частей тела, направление движения), тем самым закрепляя их в речи детей. Проходя мимо различных помещений, обращает внимание детей на характерные звуки, запахи.

  Широко используются дидактические игры и упражнения: «Возьми игрушку в правую (левую) руку», «Топни правой ногой», «попрыгай на правой (левой) ноге», «В какой руке у тебя игрушка?», «У куклы впереди грудь. Покажи свою грудь. Где она расположена?», «Покажи флажком направо (налево, вперед, назад, вверх, вниз)», «Куда покатился мяч?», «Сделай несколько шагов вперед, направо», «Принеси игрушку, которая стоит на верхней полке», «Поставь игрушку справа от себя (впереди, сзади)», «Узнай, чей голос?», «Кто у нас в гостях?»

  Подвижные игры: «Найди, где спрятано», «Где позвонили?», «Иди на звук», «Встань там, где звучал колокольчик», «Найди, где назову», «Прятки».

 

В средней группе добавляются следующие задачи:  

Закрепление ориентировки на собственном теле и в пространстве с точкой отсчета от себя происходит в дидактических играх: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «С какой стороны от тебя игрушка?», «Угадай, что, где находится?», «Расскажи, где стояла игрушка?», «Чей мяч покатился дальше, какая машина проехала дальше?», «Поставь игрушку, куда скажу», «Расскажи, как идти в кабинет тифлопедагога, спальню и т.д.», «Угадай, что звучало?», «Угадай, что я делаю?».

Подвижные игры: «Найди предмет по описанию маршрута», «Пройди в заданном направлении с закрытыми глазами», «Иди на звук и называй направление», «Найди свою игрушку и встань около неё».

 

На  третьем году обучения, в старшей группе значительно усложняются задачи по ориентировке в пространстве. Помимо закрепления задач предыдущих групп дети должны:

Также в этой возрастной группе дается представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов.

Необходимо в повседневной жизни обращать внимание детей на то, что обозначение пространственного расположения предметов будет разным, если люди стоят не одинаково: «Ложка лежит от тебя справа, а от меня?» (педагог напротив), «в какой руке у тебя игрушка, а у твоего отражения в зеркале?» и т.д.

Рекомендуются дидактические игры и упражнения: «Расскажи, что где находится», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол (окно)», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Путешествие по детскому саду», «Правильно пойдешь – игрушку найдешь», «Откуда звали?», «Иди, как я тебе скажу», «Расскажи, какой предмет звучит?», «Угадайте на слух, что я сейчас делаю», «Что слышишь, вокруг?», «Что за звуки?».

Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Найди по описанию», «Классики». Игры  «Ловишки», «Горелки» и им подобные развивают быстроту реакции, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве и быстро приспосабливаться к  новым условиям.

В подготовительной группе идет развитие и совершенствование полученных знаний, умений и навыков, а также:

 

Дети подготовительной группы могут самостоятельно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада,  находить дорогу к различным кабинетам, словесно обозначать свой путь.

Новой для этой группы является задача обучения детей ориентировке на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро, к автобусной остановке, до поликлиники, магазина и т.д. Детей учат выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

Детей учат активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке. Детям можно предложить подумать и сказать, как они могут догадаться, в каком помещении они находятся; как определить, где находится предмет, если ты его не видишь; как можно ориентироваться на улице с помощью запаха и т.д.

Рекомендуемые дидактические игры и упражнения: «Повернись направо-налево, вперед-назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха, левой рукой до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Что изменилось?»,  «Подумай и скажи, как будут располагаться предметы, если ты повернешься направо, кругом?», «Расскажи, как пройти к музыкальному залу (кабинету врача, прачечной, на участок)», «Дорога в поликлинику, в магазин».

Необходимо активное использование подвижных игр с быстрым перемещением в пространстве, со сменой положения тела.

 Игры и упражнения на ориентировку в пространстве, рекомендуемые для проведения на прогулке.

Ø С предметами-ориентирами:

- Дойди до веранды.

-  Иди по названным предметам.

 - Что ближе, что дальше.

Ø Со звуковыми ориентирами:

-  Покажи рукой в ту сторону, откуда слышен звук.

- Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны.

- Иди на звук.

Ø По словесной инструкции (старший дошкольный возраст) :

- Иди вперед, направо, налево и т.д.

-  Поверни налево, направо.

- Сделай три шага вперед, поверни направо, пройди 5 шагов вперед и т.д.

Ø С использованием схем:

- Иди по схеме пути.

- Спрячь игрушку в месте, отмеченном на схеме.

-  Найди игрушку по схеме.

Автор : btamedia